Добавить в избранное     Сделать стартовой  
OffRoad-Expedition - главная
Вход
Имя:
Пароль:
  • Выслать пароль ?
  • Регистрация

  • Виртуальному джиперу
    В уголке виртуального джипера можно исполнить любое самое сокровенное желание:

    ...Приготовить себе пива, а потом...
    ...Поехать рубиться на УАЗе...
    ...Лишиться прав и кататься на квадрике...
    ...Отлить пивом не намочив собственные кроссовки...
    ...И убив квадрик крутить педали...

    На правах рекламы: Минздрав предупреждает: виртуальное джиперство приводит к зависимости...

    город Дубно в Украине, Коломия знакомства, село Городок и другие города, а также Ночной клуб Привилег

    Путешествия » Дальний Восток
    Введите слово для поиска :
      Дальний Восток    Москва - Магадан

    Часть 1

    Москва - Магадан

    О предстоящем путешествии на край света я узнал в начале октября, когда к нам в организацию поступил госзаказ на обследование 49 мостов на участке федеральной трассы Якутск – Магадан на территории Магаданской области. Нам предстояло проехать 800 километров по легендарному Колымскому тракту от Магадана на Север, в край заснеженных хребтов и бескрайней тайги – увидеть легендарную Колыму во всей её суровой красе. Нас ожидали 8-часовой перелёт и почти 2000 км магаданского бездорожья.

    Надо сказать, поздняя осень – далеко не самое удачное время для такого путешествия. Летом на Колыме хорошо, но в конце октября на тракте уже царит зима – январских -60, конечно, не будет, но 25-30 градусов мороза – запросто. Однако, госзаказ есть госзаказ, поэтому тщательно готовимся к экспедиции – спецодежда, валенки, карты, большое количество лекарств (край там суровый, населенные пункты находятся порой в сотне километрах друг от друга – всяко может случиться)…

    Итак, 10 октября. Шереметьево. Летим на Ил-62м RA86130. Трасса маршрута проходит по линии Москва – Ярославль – Вологда – Нарьян-Мар – Амдерма – Хатанга – Магадан, т.е. так, как показано на карте ниже. С учётом сферической поверхности Земли, - это самый короткий путь от Москвы до Магадана, в чём легко убедиться, приложив нитку к глобусу.

    Изображение


    Около 9 вечера (МСК) стартуем. Лайнер полупустой – мало, кто летит на Магадан в зиму, поэтому занимаем 6 кресел на троих и наслаждаемся полётом. Вскоре после взлёта внизу в темноте появляется море огней, по расположению которых легко узнать Ярославль, а в 23-10 (МСК), распив на троих бутылку какой-то настойки, отправляемся спать, комфортно развалившись в салоне из расчета три кресла на человека.

    Просыпаюсь в 2-00 (МСК). Уже светло, что, впрочем, неудивительно – мы летим «против времени» и в этом часовом поясе уже утро. Под нами – арктические пустыни Таймыра. В иллюминатор видна река Хатанга:

    Изображение

    Вскоре показывается Оленёк - ещё одна крупная река Восточной Сибири:

    Изображение

    А в 3-10 (МСК) самолёт полетает над Леной. Это самые низовья великой сибирской красавицы. Могучая река насёт здесь сквозь тундру в Ледовитый океан громадную массу воды. Средний расход воды в устье Лены составляет 17000 куб.м/сек, что более, чем в 2 раза превышает Волгу, в 6 – Днепр, в 1,5 – Обь и лишь совсем немного уступает Енисею, самой полноводной реке нашей страны.

    Изображение

    Река на большей части своей громадной ширины уже скована льдом и лишь на стрежени, там где скорость течения максимальна, вода пока не поддаётся суровому дыханию Арктики:

    Изображение

    Вскоре после Лены начинаются горы: заснеженный Верхоянский хребет, затем – Хребет Черского и другие горные массивы Якутии.

    Изображение

    Самолёт берёт всё южнее, в 4-45 (МСК) сквозь облака на секунду проглядывает кромка Охотского моря, делаем разворот и заходим на посадку в Магаданском аэропорту Сокол:

    Изображение

    Изображение

    В Магадане 13-00 (с Москвой - 8 часов разницы). На улице -3 и пронизывающий ветер. На УАЗике Заказчика едем из аэропорта в Магадан 50 км по Колымскому тракту. Неописуемая красота! Через несколько дней нам предстоит ехать здесь уже в обратном направлении, на север…


    Магадан...
    Город в кольце сопок и гор, покрытых даурской лиственницей и зарослями кедрового стланика, компактно расположился между двумя бухтами Охотского моря - Нагаева и Гертнера. История возникновения Магадана началась в 1929 году со строительством культбазы на берегу бухты Нагаева. Дорожники и заключенные прокладывали тогда первые километры Колымской трассы от Магадана в таёжную глушь к приискам. Магадан встал в начале дороги от моря к золоту. И сейчас, подобно сердцу, наполняющему артерии, дает он жизнь огромному суровому краю. Население города по состоянию на 2006 год составляет 105 тысяч человек.

    Главная улица города – Проспект Ленина, продолжением которой и является Колымский тракт. Некоторые в шутку считают её самой длинной улицей в мире. С некоторой долей условности, это действительно так: протяженность дороги от Магадана до Якутска –2021 км, а до Москвы – свыше 10000 км.

    В модной и несколько легкомысленной песенке 50-х годов есть такие слова: «Путь до Магадана недалёк. За неделю поезд довезёт». Это была шутка, рассчитанная на простаков. Железнодорожного сообщения здесь нет. Постоянного и надёжного автомобильного сообщения с «материком» у области тоже нет. На Колыму, как и прежде, можно попасть или по морю из портов Владивостока и Находки, либо – самолётом. Не случайно одну из самых отдалённых областей России (от Магадана до Москвы по прямой 7110 км) называют островом.

    Мы провели в Магадане три дня – работали с документацией в конторе, занимались организационными вопросами предстоящего путешествия. Попутно, конечно, осмотрели город. Первым делом, поехали к Охотскому морю – в легендарную бухту Нагаева…

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

     А сейчас, чтобы не утруждать читателей пространными комментариями, приведу ряд фоток Магадана. Таким мы увидели его 11 – 13 октября 2006 года.

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    В зале нашего люкса. Впрочем, подобный комфорт ожидает нас только в самом начале путешествия... rolleyes.gif
    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Бухта Гертнера:
    Изображение

    Улица Ленина:
    Изображение

    Старая застройка:
    Изображение

    Центральная площадь Магадана:
    Изображение

     Часть 2.

    Начало эпопеи.

    Магадан – Палатка – перевал Яблоневый (0…140 км на север от Магадана по трассе).


    Позади остаются три дня в Магадане. 13 октября 2006 года после обеда стартует наша экспедиция по Колымскому тракту. Впереди - 718 км на север и северо-запад вглубь материка до границы с Якутией и 49 подлежащих обследованию мостов на этом участке трассы:

    Изображение

    Участок трассы на территории Магаданской области обслуживается четырьмя ДРСУ, поэтому организация нашего движения была следующей: из Магадана нас забирала машина первого ДРСУ, везла до границы со следующим ДРСУ, где перехватывала уже их машина и так далее, со сменой транспорта на границах дорожных участков.

    Итак, 13 октября загружаемся со всеми вещами в УАЗик и выдвигаемся на трассу.

    Изображение

    Легендарный Колымский тракт, а ныне федеральная дорога Якутск – Магадан имеет официальную протяженность 2021 километр (1187 – по Якутии, 834 – по Магаданской области) и была построена в 30-50-х годах преимущественно заключенными. В настоящее время на участке от Магадана до аэропорта Сокол (50 км) трасса имеет 4 полосы и хорошее асфальтобетонное покрытие, далее 30 км до поселка Палатка – 2 полосы с асфальтовым покрытием, а далее сотни километров – в основном, грунтовка, «скальники» и горный «серпантин».

    Основной транспорт на отдаленных участках трассы – «КамАЗы», «Уралы», «УАЗы», реже – «Волги», иногда также попадаются «родные» праворульные «япошки», которых, в отличие от самого Магадана, тут совсем немного. Интенсивность движения на 718-километровом участке, который мы преодолеем, уменьшается от 3000 до 200-500 автомобилей в сутки по мере удаления от Магадана. А на самых глухих участках тракта (в Якутии, - туда мы, увы, не поедем, но я и об этих местах расскажу) одна машина может проехать раз в двое-трое суток. На Колымском тракте законы водительского братства и взаимовыручки действуют как нигде в другом месте. На самых отдаленных участках есть негласное правило - никогда не проезжать мимо стоящей на обочине машины - остановиться и спросить, не нужна ли помощь.

    Магадан – Палатка (80 км) - перевал Яблоневый (140 км).

    Изображение

    Палатка– райцентр Магаданской области, еще относительно живой поселок. Конечно, количество заброшенных домов и квартир значительно, но по сравнению с тем, что нас ждет впереди – это немного. В районе Палатки на трассе находится КПП. Дело в том, что в Магаданской области существует 80-километровая особая экономическая зона, в границах которой действует ряд своих экономических правил - упрощены правила ввоза многих товаров и, в частности, на этой территории не нужна растаможка иномарок, которые в большом количестве везут из Японии. Таких экономических зон в России несколько. Например, в Калининградской области.

    За Палаткой от основной трассы на Якутск отделяется боковая дорога протяженностью около 500 километров, ведущая в райцентр Усть-Омчуг и ряд полузаброшенных отдалённых поселков – т.н. Тенькинская трасса. Эта дорога идёт как бы параллельно основной трассе, но отдаляясь от неё на 100 и более километров. В конце Магаданской области, ближе к Якутии, она вновь соединяется с главной дорогой (вскоре за Сусуманом). Эта дорога через Усть-Омчуг - более короткая, но куда более экстремальная и безлюдная, хотя и необыкновенно красивая.

    На развилке двух дорог находится первый ДРСУ (или, если официально, ФГУ ДЭП 249), где мы оставляем свои вещи в старой избе и проводим две ночи. Обстановка, так скажем, аскетичная, Холодновато. На улице -15, внутри +10. Но главное, - есть два провода, из которых можно смастерить розетку, есть лампочка под потолком, есть плитка, три «пружинных» кровати, есть крючок, на который можно закрыться (вообще к приезжим здесь очень дружелюбное отношение, но всё же так спокойнее), есть даже что-то типа бани в котельной, расположенной во дворе. Домик охраняется парой дружелюбных дворняг, в котельной сидит истопник он же сторож, ну а днём из поселка в ДРСУ приходит с десяток работяг. Магазин расположен в посёлке Палатка в пяти километрах. Кстати, вполне цивильный гастроном.

    15 октября у шефа день рожденья, поэтому накрываем праздничный стол, который, без учета горячих блюд (картошки с тушёнкой, сваренной на плитке) выглядит так: smile.gif

    Изображение

    Впрочем, надо сказать, этот натюрморт не особо отличался от обычного нашего вечернего ужина. rolleyes.gif

    ==============================================
    Ну а теперь фотографии с трассы, сделанные 13-15 октября. За это время мы обследовали мосты на участке Сокол – перевал Яблоневый (50…140 км по трассе на север от Магадана):

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    С Валерой на мосту через ручей Аккорд 13 октября:
    Изображение

    Прекрасный солнечный день 14 октября.
    Изображение

    Шеф:
    Изображение

    Речушки уже подмерзают:
    Изображение

    Изображение

    Очень красивые скалы (фоткал на ходу из окна ):
    Изображение

    На мосту через ручей Ягодники:
    Изображение

    Гора Сысынь (1442 м):
    Изображение

      Часть 3.

    Перевал Яблоневый - пос. Атка - перевал Гербинский

    (140...200...370 км по трассе к Северу от Магадана)


    Изображение

    После двух ночевок в ДРСУ Палатка берем все вещи и двигаемся далее по трассе. Погода ухудшается… На 140-м км трассы нас встречает машина ДРСУ-2 (ФГУ ДЭП-248). Перекидываем туда свою поклажу и оборудование, и едем дальше - в поселок Атка, где нам предстоит провести две следующие ночи.

    Перевал Яблоневый – водораздел двух океанов, Тихого и Северного Ледовитого. От высоты закладывает уши. Вдоль трассы видны остатки заброшенного нефтепровода. Раньше он шёл от Магадана через перевал в отдаленные поселки, теперь разрушен, и нефтепродукты возят по трассе. Вообще, начиная отсюда, атмосфера всеобщего запустения ощущается особенно остро. Вдоль трассы огромное количество заброшенных поселков и прочих строений. Начиная отсюда, напрочь пропадает какая-либо связь…

    На данный момент из 24 населенных пунктов, по которым проходит трасса на территории Магаданской области, 9 ликвидированы. Готовятся к выселению и ещё несколько посёлков.

    Поселок Атка (200 км по трассе к северу от Магадана) ныне существует только благодаря дороге и базирующемуся здесь участку дорожного управления. Когда-то большой поселок опустел в 1994-1996 годах. Сейчас почти все дома заброшены, а оставшиеся жители переселены в две-три наиболее пригодные для жилья пятиэтажки. Но пока есть дорога, жизнь здесь теплится (существует школа с несколькими десятками учеников, пункт милиции, почта, магазин), пока есть дорога – существует надежда…

    Мы заселились в одной из квартир пятиэтажки. Это один из немногих оставшихся жилых домов – около половины квартир заселены, остальные брошены: выбирай любую… (справедливости ради, надо сказать, что в выборе квартиры помогли дорожники). В заброшенной квартире осталась мебель, две рабочие розетки, есть свет, с удивлением обнаружили работающий газ (пусть и с очень слабеньким напором) и даже почти работающий телевизор. Батарея немного греется, но на улице уже -20, в квартире не более +10, поэтому идём в ДРСУ за обогревателем, попутно закупаясь в магазине (в котором, помимо всего прочего, шеф купил отличную керамическую кружку на память). Ну всё – быт обустроен: можно жить и работать! smile.gif

    Изображение

    Изображение

    Изображение


    Изображение

    Ах, да – забыл сказать. Каково же было наше удивление, когда на столе в комнате мы нашли дневник мальчика, который жил в этой самой квартире. Дневник велся с 1989 по 1996 год. Рос мальчик, менялись взгляды, менялась жизнь. В 94-м поселок начал вымирать, а в 96-м опустела и эта квартира – уехали «на континент» в Хабаровск. Семья уехала, а дневник остался.. Прочитали мы за вечер дневник, положили на место, где он лежал, а на последней странице оставили пару строк от проезжих мостовиков-испытателей из Москвы. Может когда-нибудь кто прочитает…

    ===============================
    Ну а теперь снова фотографии с трассы:
    Перевал Яблоневый – пос. Атка - перевал Гербинский (140… 340 км по трассе к северу от Магадана)

    Утро в поселке Атка (уже -25):
    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Перевал Чёрное Озеро:
    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

     Перевал Дедушкина Лысина: smile.gif
    Изображение

    Говорят, назван так когда-то в честь начальника находившегося рядом лагеря. На самом деле перевал напоминает голову лысого дедушки, у которого одна сторона – пологий подъем, а другая – крутой спуск, повторяющий своими очертаниями затылок, темя и шею человека.

    На этом перевале от основной трассы отходит боковая дорога на курорт Талая - уникальнейший действующий бальнеологический курорт России.

    Изображение

    Изображение

    Река Мякит:
    Изображение

    Изображение

    Этот переезд был одним из самых длинных за всё наше путешествие, поэтому пока мы обследовали мост через Мякит, водитель (очень приятный парень, коренной уроженец Атки), приготовил на переносной газовой плитке обед. Вообще, таких добрых и приятных людей, каких мы встретили на Колыме, не так часто встретишь. На Колыме - прекрасные и отзывчивые люди!

    Ну а мы отрываемся от работы и спешим на обед...
    Изображение

    Изображение

    И снова в дорогу. Далее от основной трассы направо ответвляются две боковые дороги – 257-километровая дорога на Омсукчан (один из самых отдаленных райцентров Магаданской области) и 156-километровая – на Сеймчан.

    А вскоре - перевал Гербинский, место следующей "стыковки". Там нас уже поджидает очередная машина.

    Часть 4

    Перевал Раздельный - Дебин

    (370 - 452 км по трассе к Северу от Магадана)


    Изображение

    Итак, на перевале Раздельный нас встречает машина следующего участка. Перебрасываем поклажу и едем далее...

    За рулём «УАЗика» лично дорожный мастер этого участка – очень интересный собеседник, с детства живущий в этом суровом крае. Через несколько километров дороги мастер остановил машину возле удивительных по красоте скал и замёрзших водопадов недалеко от ручья Наледного:

    Изображение


    Изображение


    Изображение

    Изображение



    Изображение

    Недалеко от поселка Оротукан от трассы отходит ещё одна боковая дорога – на Усть-Среднекан. Там, за хребтом, на реке Колыме, начиная с 1990 года, ведется строительство Усть-Среднеканской ГЭС – самая большая на данный момент стройка Магаданской области. Возведение ГЭС несколько раз приостанавливалось, потом снова возобновлялось. Какое-то время стройку хотели законсервировать; в настоящий момент утверждена программа финансирования объекта до 2011 года, но дальнейшая ситуация пока всё же туманна. На данный момент гидроэлектростанцию хотят сдать к 2016 году, но окончательной ясности пока нет.

    Стройка от нашей трассы совсем рядом – всего несколько горных перевалов.

    Изображение

    Останавливаемся перекусить в придорожной кафешке дальнобойщиков в поселке Оротукан. Заезжаем и в сам поселок. Как и во многих других поселениях, жизнь здесь не процветает. Много брошенных домов:
    Изображение

    Съезд в поселок с главной дороги. Мост через реку Оротукан в аварийном состоянии:
    Изображение

    Уникальнейший Оротуканский завод горного оборудования (ОЗГО) влачит жалкое существование. Последние 80 работников завода долгое время героическими усилиями сами пытались поддерживать завод в работоспособном состоянии, надеясь на лучшее, но покупателя на предприятие так и не нашлось, и перспективы его, увы, весьма печальны.

    Но несмотря ни на что, поселок Оротукан жив (недавно благодаря господдержке была капитально отремонтирована школа) и даже имеет свой интереснейший интернет-сайт.

    ====================
    Далее трасса проходит вдоль реки Оротукан. В долине реки ведется добыча золота – долина на протяжении нескольких десятков километров полностью перекопана... Несмотря на октябрь и приближающуюся зиму, кое-где ещё работает техника.

    Изображение

    Изображение

    По дороге заехали в посёлок Спорное. Жить ему осталось недолго. Посёлок подписан на выселение. Оставшимся жителям дадут сертификаты на приобретение жилья в одном из регионов России. Кто-то переселится в Магадан, а большинство - на "большую землю".

    Но вот ведь удивительно - несмотря на всего два или три полузаселенных дома, посреди посёлка стоит шикарный магазин японской техники! ЖК-телевизоры, всякое фото-видео с прибамбасами... Чудеса, да и только! smile.gif Впрочем, японской техникой здесь особо никого не удивишь. А вот какие-нибудь свежие овощи - с этим да, посложнее... rolleyes.gif

    Движемся далее...

    ...Приближаемся к одному из самых интересных для меня участков. Перед поселком Дебин трасса пересекает реку Колыму, одну из крупнейших рек Восточной Сибири. Это её среднее течение, судоходство начинается в сотне километров ниже, за Усть-Среднеканом, но уже здесь Колыма производит неизгладимое впечатление.

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    В 1935-37 годах через Колыму был построен уникальнейший мост, соединивший берега огромной реки в районе Дебина (в те времена – посёлок Переправа). Длина моста по проекту – 385 метров. Изначально он был деревянным и выглядел вот так:

    Изображение
    © www. bratishka.ru



    В 1939 году на Колыме произошло катастрофическое наводнение. Все окрестности были затоплены. Вода затопила не только опоры моста, но и на 1/3 – деревянные арки. Перед мостом образовались огромные ледяные заторы, и возникла реальная угроза срыва пролетных строений. Мост был спасён во многом благодаря находчивости начальника Дальстроя К. А. Павлова, приказавшего загнать на всю длину моста гружёные автомашины, которые своей тяжестью помогли выстоять деревянным конструкциям под напором свирепствовавшей реки. Три дня велась тогда борьба со стихией. Но мост выстоял.

    В годы Великой Отечественной войны мост ждало новое испытание – американские автопоезда повышенной грузоподъемности «Даймонд». Изначально военные тягачи после установки специальных кузовов могли перевозить до 52 тонн грузов. Использование этих сверхтяжёлых автопоездов привело к тому, что к концу 40-х годов деревянные пролётные строения моста пришли в аварийное состояние.
    В 1951 году в рекордно короткие сроки мост был реконструирован – на старых опорах деревянные арочные пролётные строения заменили на металлические фермы.

    Вот уже более 50 лет колымский мост выглядит вот так:
    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Этот мост, пожалуй, самый удалённый крупный (или, как говорят «в нашем цеху», внеклассный), мост в нашей стране. Ни один другой внеклассный мост России не находится в столь суровых климатических условиях – напомню, зимой температура здесь опускается ниже -60 градусов, а летом часто превышает +30.

    Долгие годы этот мост являлся серьезнейшим стратегическим объектом – строго охранялся военизированной охраной с собаками, подходы к мосту были огорожены колючей проволокой, было запрещено проплывать под мостом на лодках и проходить вблизи него по льду в зимнее время. Несколько лет назад охрану сняли, и сейчас о тех временах напоминают покосившиеся будки на въездах с обеих сторон, разбитые прожекторы, старые таблички и остатки колючей проволоки.
    Изображение
    Впрочем, сейчас, возможно, это уже и не нужно…

    В настоящий момент мост практически исчерпал свой ресурс, и в обозримом будущем в 30 метрах от существующего начнётся строительство нового моста - проект, как говорят, готов; из Иркутска уже приезжали первые изыскательские партии...

    =======================
    Сразу за мостом на трассе расположен крупный поселок Дебин (450 км по трассе к Северу от Магадана). Здесь находится очередное ДРСУ и очередной пункт нашего базирования. Нам предстоит провести здесь две ночи. ДРСУ, наряду с действующим туберкулезным санаторием, - основные предприятия посёлка. По сравнению с другими посёлками, Дебин находится в довольно неплохом положении.
    Изображение

    В Дебине живём прямо в здании ДРСУ – в большой общей комнате.

    Изображение

    Вечерами выходили гулять в посёлок – ходили в магазин и мыться в котельную. rolleyes.gif
    К слову, как я уже говорил, несмотря на суровость колымского края, местные жители повсеместно очень дружелюбны к приезжим.

    Часть 5

    Дебин - Ягодное

    (452 - 526 км к Северу и Северо-Западу от Магадана)


    Изображение

    Продолжаем наш путь.

    На выезде из Дебина на трассе – периодически действующий пост ГАИ и боковая 36-километровая дорога, отходящая налево, на Синегорье. Этот посёлок возник в 70-х годах в связи со строительством Колымской ГЭС на реке Колыме. Идея сооружения здесь гидроэлектростанции возникла еще в 30-х годах, первые изыскательские партии прибыли в район будущей стройки в 1964 году. Строительство ГЭС продолжалось с 70-х вплоть до конца 80-х годов. Интересно, что первая партия техники прибыла сюда в марте 1970 года с Вилюйской ГЭС, пройдя более 3500 км по зимнику. В настоящий момент Колымская ГЭС исправно снабжает электроэнергией суровый край. На реке Колыме в верхнем её течении образовано водохранилище. По данным экспертов, в скором времени энергии, вырабатываемой этой ГЭС, будет уже не хватать, и тогда на помощь должна прийти вторая ГЭС колымского каскада – Усть-Среднеканская, про которую я писал выше.

    Ещё одно памятное место, находящееся неподалёку – знаменитая «Серпантинка», - один из самых страшных лагерей НКВД, находившийся в конце 30-х годов в районе ныне заброшенного посёлка Хатыннах на ручье Снайпер. Это примерно в 35 км по боковой дороге от райцентра Ягодное. Здесь расстреливали сотнями и тысячами. Очень много рассказали нам об этом страшном месте; в Интернете тоже есть масса материалов, но я, пожалуй, лучше обо всём этом умолчу в рамках данного повествования. Скажу лишь, что в июле 1991г. у поселка Хатыннах Ягоднинского района в долине ручья Снайпер, прозванной ”Долиной смерти”, на месте следственной тюрьмы ”Серпантинка”, где происходили массовые расстрелы, был установлен мемориал - двухметровая глыба серого гранита, опутанная ржавой колючей проволокой с надписью:

    ”На этом месте в 30-х годах находилась следственная тюрьма ”Серпантинка". Здесь были казнены десятки тысяч репрессированных граждан, прах которых покоится в этой долине».

    =========================
    Ну а мы между тем двигаемся далее. 74-километровый участок от поселка Дебин до райцентра Ягодное и последующие 35 километров до пос. Бурхала проходит вдоль долины реки Дебин – крупного левого притока Колымы. Очень красива эта долина! Порой трасса проходит прямо вдоль берега этой реки. На протяжении 109-ти километров сопровождает нас река Дебин.
    Изображение

    Изображение

    Изображение

    А трассу пересекают многочисленные её притоки – ручьи Нехай, Чекай, Рыбный, Ягодный, Ценный, Заостровной и др. Соответственно через все из них сооружены малые мосты, которые мы и обследуем. Интересно, что рядом с новыми мостами 70-х…90-х годов постройки практически повсеместно сохранились старые деревянные мосты 30-х годов - те мосты, которые строили первопроходцы этих мест. Таких мостов практически нигде в России уже не осталось, и было очень интересно прикоснуться к этим раритетам вживую.
    Изображение

    Ручей Рыбный:
    Изображение

    Кстати, попался нам и такой интересный объект несколько в стороне от трассы – висячий пешеходный мост через реку Дебин, также построенный когда-то первопроходцами. И сейчас, правда, с легким экстримом, по нему можно перейти на другой берег. Судя по следам на снегу, и сейчас местные охотники и старатели им пользуются.
    Изображение

    Изображение



    Через несколько десятков километров в районе райцентра Ягодное и далее до посёлка Бурхала в долине Дебина ведется активная добыча золота. Вся долина здесь перекопана и несколько напоминает реку Оротукан, про которую я писал выше.

    Приближаемся к райцентру Ягодное – крупному поселку Магаданской области в 526 километрах по трассе от Магадана с населением около 5 тысяч человек. После стольких дней в глуши, Ягодное воспринимается чуть ли не мегаполисом, этаким оазисом цивилизации посреди бескрайних гор, снега и тайги! Несколько многоэтажек, рейсовые автобусы, курсирующие из одного района поселка в другой, рынок, клуб, кинотеатр, много народа…
    Изображение

    Изображение

    И самое удивительное, что на подъезде к Ягодному заработал мобильник! Оказывается, три дня назад в семи тысячах километрах отсюда ЦСКА обыграл английский «Арсенал» и друг, заядлый «армеец», приглашал по СМС в московскую кафешку попить пива… smile.gif

    Ну а мы, несколько ошалевшие от нежданно нагрянувшей цивилизации, решили пообедать в местной кафешке. Была суббота, в кафешке царила праздничная атмосфера - готовились к свадебному банкету, но очаровательная официантка, пока молодожёны с гостями были в ЗАГСе, конечно, не отказалась покормить трёх заросших путников в валенках и непонятной спецодежде… smile.gif

    Апофеозом этого прекрасного дня стала ночь, проведённая в местном отеле! Ванная, унитаз и даже телевизор, показывающий почти все российские каналы… Сказка! rolleyes.gif

    День в Ягодном – как глоток воздуха, после которого снова хочется в бой, после которого понимаешь, что больше уже позади, чем осталось.

    Часть 6

    Ягодное - Сусуман - Мяунджа, крайняя точка пути

    (526...633...718 км к Северу и Северо-Западу от Магадана)


    Изображение

    Едем дальше.

    Ягодное – Сусуман (526-633 км по трассе к Северо-Западу от Магадана)

    Первые 35 километров наш путь лежит вдоль уже знакомой долины реки Дебин, которая на этом участке перекопана золотодобытчиками. Дальше в районе посёлка Бурхала, трасса, на протяжении 109-ти километров сопровождавшая реку, пересекает, наконец, Дебин – большой металлический двухпролётный мост.

    А далее...

    Изображение

    Впереди горный хребет Черге, являющийся частью большой горной системы на Северо-Востоке Сибири, которая простирается на 1000 километров от Нижнего течения Яны до Верховьев Колымы, имеет ширину 300 км и известна как Хребет Черского. Ну а нам предстоит преодолеть один из самых высокогорных перевалов на нашем пути – Бурхалинский, находящийся на высоте 1005 метров. По необычайно крутому и экстремальному горному "серпантину" взбираются сюда машины...

    Изображение

    Изображение

    На этой фотке в левом нижнем углу хорошо видна ленточка дороги внизу. Оттуда мы поднялись:
    Изображение

    Вскоре за перевалом – последняя на нашем пути смена машины. Нас встречает на УАЗе лично начальник местного ДРСУ со своим помощником, и вот мы уже едем в последний крупный населенный пункт на нашем пути – последний перед Якутией райцентр Магаданской области – город Сусуман.

    Сусуман находится в 633 километрах к Северо-Западу от Магадана. Как и Ягодное, Сусуман - достаточной крупный городок. Конечно, и его очень сильно пощипала разруха и перестройка, но в целом городок жив. Население Сусумана в 1989 году составляло 17000 жителей, сейчас – 7800, но процесс оттока народа в настоящее время несколько стабилизировался. Сусуман находится в долине р. Берелех и его притока р. Сусуман. Это очень ветреное место. Недаром название поселка произошло от эвенкийского "кухуман", "хугуман" – буран, ветер.

    Интересное зрелище представляет собой аэропорт Сусумана. Раньше здесь было много местных авиалиний. Сейчас, конечно, такого нет. Да и в Магадан народ в основном добирается автотранспортом. Но в реестре российских аэропортов Сусуман по-прежнему значится.

    Но вообще городок вполне цивильный – нашли хорошую современную кафешку. Ну а гостиница и вовсе достойна восторженных слов – нас поселили в шикарном номере люкс, имеющем в своём арсенале даже такое экзотическое приспособление, как душ Шарко (это, когда вода брызгает не только сверху, но и с боков rolleyes.gif ). В городе имеется даже Интернет-кафешка! Приятно, что тут есть молодежь. В общем, - хорошее место, город Сусуман!


    Жилые кварталы Сусумана. На дальнем плане - гора Морджет (2127 м).

    Изображение

    Река Берелех:

    Изображение

    Кстати, очень интересно смотрятся пятиэтажки на сваях, построенные в условиях вечной мерзлоты.

    Изображение

    Изображение

    Сусуман – Мяунджа (633-718 км по трассе на Северо-Запад от Магадана). Последний рывок.
    Переночевав в гостинице, двигаемся далее по трассе. До крайней точки нашего путешествия, реки Мяунджинки, остаётся около 90 километров по трассе. Едем на уже знакомом УАЗике начальника ДРСУ.

    Утро для нашего водителя выдалось тяжёлым – вчера на трассе разбился его приятель-дальнобойщик, вот и сидели, поминали всю ночь. Впрочем, такие ситуации здесь не редкость. Повеселел вскоре и наш водитель – колоритнейший местный мужик!

    Едем по трассе. Много интересного рассказал нам водила об этих самых отдалённых закоулках Магаданской области. В частности, недалеко отсюда находится исток Колымы – место слияния двух истоков-ветвей - рек Кулу и Аян-Юрях. От Сусумана это около 50-ти км по долине реки Берелех. Как таковой дороги туда нет, но народ на исток Колымы ездит – на «Уралах», внедорожниках, зимой – на снегоходах по зимнику. Прямо на истоке находится охотничья стоянка и памятный знак, куда регулярно наведывается и наш водила. Пока прогревалась машина, он нам показал летние фотки оттуда. Охота, рыбалка… Впрочем, с этим здесь нигде проблем нет.

    Про 90-километровый участок Сусуман - Мяунджа рассказать особо нечего. Снова перевалы, брошенные старые поселки, кое-где новые базы, добыча золота в долинах рек... Слева по ходу к основной дороге подходит Тенькинская трасса, отделившаяся о основной дороги возле поселка Палатка (я писал о ней во второй части)

    Итак, крайняя точка нашей поездки - 718-й километр трассы от Магадана. Мост через реку Мяунджинку, последний из 49-ти запланированных для обследования. Стоим на этом памятном месте. Трудно представить – 7110 км от Москвы до Магадана и ещё 718 км от Магадана на Север вглубь легендарной Колымы. Только представить, где мы сейчас находимся!!!

    Изображение

    поселок Мяунджа:
    Изображение

    Крупная ТЭЦ среди тайги:
    Изображение

    Фотографируемся на память...

    Изображение

    Изображение



    Разворачиваемся и едем обратно в Сусуман - точку нашего последнего базирования.

    А дорога идет дальше, нитью жизни извиваясь сквозь горы и бескрайнюю тайгу...

    Изображение

    И как раз про то, что ждало бы нас впереди, про виртуальное 1307-километровое путешествие до Якутска, я расскажу в следующей, предпоследней, части. А в последней, восьмой главе - про последние дни на Колыме - возвращение из Сусумана в Магадан, а потом и в далёкую Москву...

    Часть 7, предпоследняя

    Мяунджа - Якутск, виртуальное путешествие

    (718...2025 км от Магадана)


    Возможно, эта часть моего повествования покажется кому-то несколько суховатой и малоинтересной, но в то же время я никак не могу без неё обойтись. Колымская трасса, помимо своей основной задачи, весьма популярна среди туристов-экстремалов. Люди пытаются преодолеть весь Колымский тракт и проехать с «большой земли» на Магадан на машинах, мотоциклах, автостопом, однако далеко не всем это удаётся. Часто путешественники просто не знают ситуацию на тех или иных участках дороги или пользуются устаревшей информацией, поэтому мне бы хотелось, чтобы в данном отчете прозвучала эта достаточно современная информация, датированная концом 2006 года.

    Итак, Мяунджа (Кадыкчанская развилка) – Якутск (718 – 2025 километров по трассе от Магадана)

    Изображение

    В районе Мяунджи мы разворачиваемся, а легендарная колымская трасса идет дальше. От крайней точки нашего маршрута назад до Магадана – 718 километров, вперед до Якутска – официально 1303 километра. Но самые трудные участки Колымской трассы именно впереди, и мы там, к сожалению, не побываем. Однако, читателям, полагаю, интересно узнать про судьбу всей этой легендарной дороги. Поэтому расскажу о том, что бы нас ожидало впереди, если бы мы решили преодолеть всю трассу до Якутска.

    Возле поселка и крупного угольного разреза Кадыкчан единая до этого трасса разделяется на Северную и Южную дороги, которые на протяжении приблизительно 500 километров идут каждая своим путем и вновь соединяются в полумертвом якутском поселке Кюбюме.

    Северная («новая») дорога. Кадыкчан – Усть-Нера – Кюбюме примерно на 200 километров длиннее Южной дороги, но именно в развитие Северной трассы сейчас вкладываются деньги и именно на неё возлагаются надежды с точки зрения установления стабильного автомобильного сообщения Магадана с «материком». От кадыкчанской развилки до границы с Якутией и далее до поселка Усть-Нера дорога по местным меркам очень хорошая – укатанная поддерживаемая грунтовка, не вызывающая проблем в любое время года. В Усть-Нере трасса по мосту пересекает Индигирку – одну из крупнейших рек Восточной Сибири. А дальше на протяжении нескольких десятков километров трасса проходима только в зимнее время. Здесь на пути – несколько горных рек, через которые не возведены пока мосты. Сейчас идёт активное федеральное финансирование строительства этого участка дороги с целью ликвидировать этот «разрыв». В настоящее время уже возведен ряд мостов, и последней преградой для открытия здесь сквозного движения остаётся крупная река Эльга. Мост через неё уже строится. По имеющейся информации, он будет введен в эксплуатацию в 2008-2009 году. За «Разрывом» - ещё около 100 километров грунтовки, и в посёлке Кюбюме (где из жителей остались только работники связи) «новая» Северная дорога соединяется со «старой» Южной. Таким образом, в настоящее время, пока не ликвидирован «разрыв», новая дорога доступная для сквозного движения только зимой.

    Южная («старая») дорога. Кадыкчан – Томтор (Оймякон) – Кюбюме.
    Именно эта дорога была построена в суровые 40-50-е годы, именно по ней (а не по северной) проходил долгие годы легендарный Колымский тракт, именно она овеяна легендами. «Старая» дорога короче примерно на 200 км и проходит через полюс холода Северного полушария Томтор (Оймякон), где была зафиксирована рекордно низкая температура -71,2 градуса. От Кадыкчанской развилки неприметной, по сравнению с Северной трассой, грунтовкой поворачивает она налево. На территории Якутии, несмотря на несколько разрушенных деревянных малых мостов (тех самых, построенных ещё при Сталине), старая дорога поддерживается в относительно приемлемом состоянии (хотя термин «приемлемое состояние» не должен вызывать у читателей иллюзий – всё говорю, естественно, по местным меркам). А вот на территории Магаданской области Южная дорога вот уже 10 лет не поддерживается, поскольку все финансирование идет на Северную дорогу. А здесь, на Южной – разрушение дорожного полотна на месте грунтовых «линз», размытые малые мосты, не всегда преодолимые броды… В летнее время даже на «Урале» преодоление этого 100-километрового участка Южной трассы очень экстремально. Хотя народ умудряется как-то ездить. Так что преодоление Южной дороги, более-менее проходимой в Якутии, на территории Магаданской области в летнее время сопряжено с неимоверными трудностями и риском.

    Ну а что касается зимников, то зимой вышеописанных проблем - переправ, бродов и разрушенного земполотна, понятно, нет - кругом снег. Но зимой свои проблемы - 60-градусные морозы, метели... И в зимнее время удобнее ехать севером, через Усть-Неру.

    Итак, в Якутском поселке Кюбюме две дороги вновь соединяются, и мы продолжаем виртуальное путешествие на Якутск.

    От Кюбюме до Хандыги 324 километра относительно неплохой грунтовки, а в Хандыге путь трассе преграждает могучий Алдан – крупнейший приток Лены, сам по себе являющийся одной из самых больших рек России. Алдан несет воды в 3 раза больше, чем Днепр, в 1,5 – чем Волга у Казани и вдвое - чем Нева в Питере.

    В Хандыге летом действует паромная переправа – паром обычно ходит 1-2 раза в сутки и перевозит зараз с десяток КамАЗов. Впрочем, иногда приходится ждать и много дольше. Зимой автомобили преодолевают Алдан по льду. Строительство моста через Алдан в районе Хандыги – задача стратегической важности, которая позволит стабильно присоединить Колымский тракт к сети остальных автодорог России. Впрочем, пока конкретных проектов нет – все силы сейчас брошены на проектирование и строительство моста через Лену в Якутске.

    Переправившись через Алдан, мы снова попадаем на трассу, и, преодолев ещё около шестисот километров (кстати, ближе к Якутску дорога становится весьма неплохой), выскакиваем на берег Лены в районе села Нижний Бестях. Здесь собственно федеральная дорога Магадан – Якутск заканчивается и переходит в федеральную дорогу «Лена» Якутск – Тында – Большой Невер, по которой идет дальнейший путь «на материк».

    Автодорога "Лена", ведущая далее на материк, в целом вполне проходима, хотя автобаном её не назовёшь, особенно после дождя на отдельных участках... rolleyes.gif

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    (с) Фото - slackpack.net

    Но это уже другая история... smile.gif

    Ну а чтобы попасть в сам Якутск, расположенный на противоположном, левом, берегу Лены необходимо переправиться через эту могучую сибирскую реку. Зимой переправа организована по льду, а летом машины и людей перевозят паромы, регулярно курсирующие между двумя берегами. Сейчас государством вкладываются огромные деньги в разработку проекта и строительство уникального огромного совмещенного авто-железнодорожного моста через Лену в районе Якутска. К моменту открытия моста со стороны БАМа к Якутску подойдет железнодорожная ветка, заключительный участок которой сейчас строится, и отрезанная от «большой земли» столица Якутии, наконец вольется в транспортную систему России. По проекту длина уникального моста через Лену составит 3 км 207 м. (!!!И это без учета подходных насыпей, которые перекроют затопляемую могучим половодьем широкую Ленскую пойму). Открытие моста запланировано на 2012 год. Это будет действительно колоссальнейшее и необычайно важное сооружение всероссийского значения!

    ==================================
    Вот такое небольшое отвлечение. Надеюсь, оно не сильно утомило читателей. Ну а мне осталось лишь рассказать о возвращении с крайней точки нашего маршрута в Магадан, а затем и в Москву.

    Часть 8, заключительная

    Возвращение...


    Постояв на памятном месте в районе Мяунджи, мы садимся в УАЗик, разворачиваемся и едем назад, в Сусуман, где в гостинице остались вещи – наша работа закончена. За коллег не скажу, но про себя однозначно могу сказать, что возвращаться назад совсем не хочется – я бы очень хотел преодолеть суровый Колымский тракт до конца, до самого Якутска. Но – не сейчас. Кто знает, может когда-нибудь случиться снова оказаться в этих местах и воплотить задуманное?

    Вечером Природа подарила нам невероятный по красоте северный закат...

    Изображение

    Изображение

    Изображение

    ...потом был «прощальный банкет» в номере гостиницы Сусумана, а наутро со всеми вещами мы погрузились в маршрутное такси Сусуман – Магадан, чтобы вечером вновь очутиться в столице Колымы. От Сусумана до Магадана регулярно ходят рейсовые автобусы (старенькие советские ЛАЗы) и частные маршрутные такси (в основном, японские микроавтобусы). На одном из таких экипажей мы и поехали.

    Сотни километров, которые на пути туда мы преодолевали почти две недели, ночуя в посёлках и останавливаясь возле каждого моста, на обратном пути японский микроавтобус проехал за день. Про обратный путь больше, пожалуй, рассказать и нечего. Приведу только фотки отблесков заката, которые сделал во время небольшой остановки в районе хорошо знакомого нам посёлка Атка.

    Изображение

    Изображение

    Около часа ночи мы разместились в гостинице Магадана.

    24 октября у нас был свободный день. Отоспались, сходили в авиакассы за билетами, а потом пошли на рынок. В самом деле, грех побывать на Дальнем Востоке и не привезти оттуда местных сувениров – пару банок кетовой и кижучёвой икры, крабового мяса, филе трубача, красной рыбы…
    Кстати, о красной икре… Думаю, не открою секрета, если скажу, что та икра, которая продаётся в московских гастрономах ни в какое сравнение не идёт с настоящей дальневосточной икрой, которую мы прикупили в Магадане. А знаете, как проверить – хорошая икра или нет? Открываете крышку банки, и смело переворачиваете её вверх тормашками! Настоящая икра – плотная, зернистая, и никогда не шмякнется вниз из банки! С той икрой, которая продаётся в Москве, такие фокусы проделывать не рекомендую. В самом деле, зачем расстраивать себя, шокировать столичных продавцов и заставлять уборщицу супермаркета вытирать пол от столь нехарактерной для грязного пола субстанции? rolleyes.gif

    25 октября едем в аэропорт. Обратно летим на Ил-62м RA86567. Надо сказать, перелёт в Москву не произвёл столь незабываемого впечатления, как перелёт в Магадан. Хотя, своя прелесть и колорит в нём, безусловно, были. Самолёт был забит и загружен под завязку: в зиму с Колымы на континент летит масса народа – в частности, множество рабочих, летом вкалывавших на приисках, а в октябре, получив долгожданный расчёт, возвращающихся домой на материк…

    В речных круизах рейсы выходного дня часто называют «пьяными рейсами», а вот в данном случае нам посчастливилось поучаствовать в «пьяном перелёте». Впрочем, нам-то что – подумаешь, бухает два десятка мужиков восемь часов без перерыва в салоне, орёт песни, валяется в проходах и периодически оккупирует туалеты… Ну и что? Даже весело! Главное – форточку не открыли. rolleyes.gif А вот для непонятно какими судьбами попавшего на борт представителя Великобритании это был, безусловно, культурный шок. Несомненно, впечатления, полученные во время перелёта, оказались одними из самых ярких в жизни мистера, однако на второй час полёта он-таки переселился в бизнес-класс.

    Ну а мы, вылетев в 14-00 по Магаданскому времени, ровно в 14-00, но уже по Москве, ступили на родную землю. А тут ещё, оказывается, золотая осень! rolleyes.gif По возвращении несколько дней была приличная акклиматизация - после сухого воздуха Колымы тяжело переносилась московская влажность (очень хотелось пить), плюс восьмичасовой временной сбой, конечно, тоже давал о себе знать.

    Завершить повествование мне бы хотелось фотографиями, сделанными в последний перед вылетом вечер, когда мы вновь, как и в первый день, сходили поклониться Охотскому морю и легендарной бухте Нагаева, с которой началась история Колымы.

    А мой рассказ подходит к концу – рассказ об одном из самых ярких и незабываемых путешествий. Да, где-то было чуть тяжеловато, но я бы безусловно хотел снова побывать в этих местах. Потому что каждого, кто хоть раз побывал на Севере, Север тянет назад вновь и вновь.

    "Если ты полюбишь Север,
    Не разлюбишь никогда…"

    И это действительно так, друзья! rolleyes.gif 

    Андрей Урицк

    http://www.infoflotforum.ru/ 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      Главная     Форум     Альбом     Новости     Лирика offroada     Путешествия     Архив чертежей     Библиотека     Карта сайта  
    © 2006-2016 OffRoad-Expedition
    Данный сайт является некоммерческим проектом и не является официальным представителем каких либо организаций